Верба

       ВЕРБА (Verbene) Название этого дерева указывает на его священное значение – «священные ветви». Этимология ее древнеславянского названия, связывается с верчением, вращением (веретено), а также Веремье (врем'я – время, ).

       Происхождение вербы в народе объясняют по-разному. Есть легенда, что верба была завезена из Китая: привезли однажды  в плетеных корзинах какой-то товар, разгрузили, а корзины выбросили. Одна из ветвей принялась и выросла в чудесное дерево.

       В красивой сказке Олеся Бердника «Верба та водяний цар» происхождение вербы объясняется так. Жила однажды на свете девушка невиданной красоты, и уж так любовалась собою, все в зеркальце смотрела:  

 – Неужели когда-то пропадет вот такое чудо? Неужели полиняют брови, померкнут глаза, сморщится кожа и стану я сгорбленной старухой?

Фролов, иллюстрация
Фролов, иллюстрация

       Много к ней парней  сваталось, и от всех она требовала:

       – Подарите мне вечную красоту, тогда я полюблю вас. Кто добудет тайну неувядающей молодости, тот станет моим избранником. 

Явился к ней однажды Водяной царь, стал в любви признаваться, обещал любое желание красавицы выполнить.

        Отлично, - загорелась она, замыслив, однако, обмануть водяного.  Буду твоею, но... сделай так, чтобы вечно мой прекрасный образ отражался в зеркале твоих вод, чтобы из года в год он становился все красивее и красивее.

Нахмурился царь, задумался. Понял, что дала ему дева коварную загадку, обманула его. Быть вечно молодой, быть отраженной в озере и вместе с тем не идти к нему? Но слово было сказано, достоинство властителя вод не позволяла ему отказаться от обещанного.

       – Будет так, как ты потребовала, - вздохнул царь. - Вечно твой волшебный образ будет отражаться в этом озере, но станешь ты плакучей вербой – деревом прекрасным и задумчивым. Целовать я стану корни твои, которые купаться в водах моих будут, нежить косы твои зеленые волнами буйными…

Вот так и появилось на Украине новое славное дерево – верба. 

       По тому месту, которое она занимает в народной культуре, вербу  по праву можно назвать украинским деревом-тотемом, от которого, как верили в старину, происходят люди. Вероятно, в древние времена, верба символизировала Богиню, которая занималась деторождением. Недаром в украинском народе до сей поры существует поверье, что «детей находят на вербе». Она является  символом жизнеспособности, быстрого роста, плодородия: из веточки, без корня, на любой почве вырастает верба. А главное  - она является символом Украины: «Без вербы и калины нет Украины» 

         О вербе сложено много легенд, в которых она выступает также и символом грусти, сожаления, нелегкой женской доли, которой много приходится терпеть, гнуться, но не ломаться.

         Была у матери Вербы дочь Калина. Работала она в поле, захотела пить. Увидела криницу, зачерпнула воды. Первую каплю отдала пташке и только собралась пить, как услышала далекий голос матери – « Не пей, доченька». Не послушалась Калина, снова зачерпнула воды, поднесла к губам, но пташка смахнула ее своим крылом. Снова зачерпнула девушка воды,  напилась и превратилась в калиновый куст.

         Бежала мать, чтоб остеречь дочку, но не успела и от горя превратилась в плакучее дерево. С тех пор мать Верба оберегает все водные источники, чтоб люди никогда не узнали злых чар.

       Еще легенда. У одной женщины было столько детей, что она, возгордившись, готова была поспорить с самой матерью – Землей своей плодовитостью. Та рассердилась и превратила ее в вербу.

       В народной поэзии отмечались два свойства вербы – ее особенный шум и то, что она стоит над водой.

Шум вербы – знак вести или неожиданности, девичьей грусти.

В кiнцi гребли шумлять верби,

Що я насадила….

Нема того козаченька,

Що я полюбила…

       Старались  вырастить вербу возле дома. Примечали, примется – девушка замуж выйдет, а хлопец женится. В народной речи сохранилось много пословиц, примет, связанных с вербой: «Верба, что немец, куда ни ткни, тут и примется», «Верба красна – бьет напрасно», «Верба бела – бьет за дело». «Дождешься, как от вербы яблок».  «У тебя и на вербе груши растут».

Особо отмечалась ее связь с водой. «Где верба, там вода, где вода, там и верба». «Где серебрится вербица, там здоровая водица». Вербой обсаживали криницы, ставки (пруды), чтоб вода «была пригожа и здорова».

      Сажали ее и над копанками, местами, где стирали белье, чтоб вода в них очищалась.

      Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре. «Будь великiй, як верба, здоровий, як вода, а богатий, як земля.». «Без вербы не весна».«Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед» Верили, что весенняя верба передает от себя людям здоровье и  силу.

      Верба считалась  священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней летом на Подолье, Волыни, в других местностях сохранился красивый обычай выбирать "Купайлицю" (купальское дерево).

      Девушки и парни  выбирали небольшое, но роскошное со многими ветками деревце вербы, ставили его на лугу, на берегу реки и  украшали лентами, «качалками» (спелые вишни с хвостиками, сплетенные на небольшой палочке с помощью нитей), позднее  и конфетами. Девушки водили вокруг купальского дерева хороводы, пели песни, часто шутливые, заигрывая с ребятами. 

      Вечером парни подходили к деревцу, разрывали "стражу" - круг девушек -  и разбирали Купайлицю. Каждый срывал себе ленту, девушки знали, чью. Иногда парни, сорвав несколько вербовых веточек, делали перевясло (обычно это жгут из перекрученной соломы для перевязки снопов) и пытались им обвить девушку - намекали на желание любить и иметь от милой ребенка. Так создавались пары.

        Ободранное купальское деревце сжигали или бросали в воду. По окончании праздника ветки вербы сажали во дворах.

       С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Бытовало поверье, что нечистые силы весной спа­саются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Верб­ного воскресенья и до самой Пасхи запрещалось чер­пать воду под вербой.

       А еще бытовало и такое поверье: вербу дома посадить – себе заступ готовить. Считали, что человек, посадивший вербу, умрет, когда из ее ветки можно будет вытесать лопату. Данное поверье не столь уж пессимистично: пока вырастет ветка достаточной толщины, человек может естественным образом состариться и умереть.

       На вербе любят качаться русалки (по поверью, существовавшему на Харьковщине, они могут бегать по ней в виде белки). Иногда о странной любви люди говорят: "Влюбился, как черт в сухую вербу".

       С другой стороны, верба была для христиан священным деревом. На праздник Вербного воскресенья  принято освящать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами.

       В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Хлестали освященной вербой и себя, чтобы прибавилось здоровье, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще стегали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось много здоровых детей.

       Святая верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами топтать святую иву», а потому даже мелкие веточки, если они остались после освящения, сжигали, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали.

       Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, в самой чаще деревьев, куда не прони­кает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку: ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой человек, услышав ее, признается и покается во всех своих злодеяниях.

       И еще в старину верили: если в темном лесу найти зеленую вербу, которая никогда не слышала шума воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света

Если вам понравилась статья, вы можете рассказать о ней друзьям:

Оставить комментарий

Комментарии: 8
  • #1

    ирина (Среда, 07 Май 2014 16:33)

    спасибо за статью, очень интересно

  • #2

    валентина (Суббота, 10 Май 2014 12:28)

    благодарю за отзыв, мне приятно, что Вам было интресно

  • #3

    ольга (Среда, 21 Май 2014 13:56)

    спасибо за статью,много узнала для себя нового,это тоже наша история

  • #4

    валентина (Четверг, 22 Май 2014 12:34)

    согласна с Вами,Ольга. Советую прочесть статью "Вишня": в конце ее есть весьма любопытные исторические сведения.

  • #5

    Анна (Пятница, 16 Октябрь 2015 17:15)

    Хочу посадить возле дома вербу,а соседи отговаривают:мол к слезам.Спасибо за статью.Теперь непременно посажу.

  • #6

    Валентина. (Понедельник, 19 Октябрь 2015 20:17)

    Приятно, что моя статья Вам помогла. Это очень красивое дерево, любимое народом. Вот только сажать его лучше там, где вербе будет привольно: она очень пышно разрастается, а под ней - лавочку.)))

  • #7

    Олег (Четверг, 10 Ноябрь 2016 16:49)

    Непосредственно возле жилья должны расти деревья дающие плоды(приносящие доход, пользу)

  • #8

    Валентина (Четверг, 10 Ноябрь 2016 17:29)

    Здравствуйте,Олег. В селах и на загородных участках, кроме плодовых, довольно часто можно встретить вербу,плакучую иву, сосну. ель, клен и другие не плодовые деревья, декоративные кусты. Они просто красивы и радуют глаз.








Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика