Лес

Ив. Ив. Шишкин. "Лес"
Ив. Ив. Шишкин. "Лес"

      Эта статья, на первый взгляд,  может показаться не связанной с тематикой сайта. Но!  Во многих легендах о цветах, об обычаях и обрядах, с ними связанных, часто упоминается лес и вообще, во   всех странах, где были леса, жизнь людей  естественно и неразрывно была  связана с ними.

      За оградой  двора  древнего славянина начинался лес, от которого практически зависела вся  его жизнь. Он  давал нашим предкам  все необходимое: домашняя утварь, да и сам дом делались из дерева,многие орудия труда, и самое главное для землепашца – орало, тоже из него. А, кроме того,  лес кормил : разнообразная дичь, грибы, ягоды, лечил своими целебными травами.>

      Древние славяне  уважали и  чтили лес, как живое существо, обожествляли растущие в нем деревья. Лесу и деревьям, как и человеку, может быть больно, он может радоваться и сердиться. «Всякому деpеву не хочется, чтобы его pубили,  оно хочет жить и не хочет помирать, и больно ему также, как и человеку. Поэтому, когда его pубят, оно и скpипит — это оно плачет».        

      Убеждение, что природе нельзя причинять  вред, вообще характерно для всех народов, находившихся на ранней стадии своего развития. Человек естественно вписывался в природу, не выделяя себя из нее.

       Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, или губит заповедные  деревьяв лесу,  неминуемо покарает Святобор  -  Бог лесов и лесных угодий  древних славян. Поэтому они старались  ему понравиться: не вредить лесу, не бить без нужды зверей, не ломать зря деревьев и кустов, не засорять лес, даже не кричать громко, не нарушать тишину и покой природы.

 

       Hа Хеpсонщине бытует такая легенда. Один мужик поехал в лес и захотел сpубить  пpиглянувшуюся  ель. Вдpуг она заговорила  человеческим голосом: «не pуби  меня, я тебе пpигожусь!» Он послушался, сpубил дpугое.  Hо,  когда он снова поехал в лес, то все - таки срубил заветную ель. Загpемел  гpом, блеснула молния, мужик упал на землю и превратился в медведя.    

       А вот красивая  пpитча.  Едут как-то тpи бpата на телеге чеpез лес. Пеpвый говоpит: «Эх, сколько дpов можно наpубить, хату постpоить».  Втоpой поддеpживает: «А сколько денег заpаботаем, если эти доски пpодать». Тpетий бpат вздыхает: «Да, но какая кpасота пропадет...»

      Лес, деревья в сознании наших предков обладали волшебной,  магической силой.  Есть старинная украинская сказка, по сюжету сходная с Пушкинской о золотой рыбке. Только здесь, чтоб его не срубил мужик, желание исполняет дерево. Много чего оно  выполнило  для мужика и его старухи. Дом богатый у них появился, мужик перебывал в разных чинах – барином, полковником, генералом, даже царем, а все им мало. Захотела старуха, чтоб стал мужик самим Богом. Пошел  он к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей. 

      На Украине до сих пор живы традиции почитания деревьев: пpи pождении  pебенка сажают деpево. Пpи стpоительстве хаты не pубят плодовые деpевья,  вблизи колодца сажают калину. Когда парень уходит на службу, его  девушка сажает на кpаю села тополь.

      Очень выразительны, с явно экологическим смыслом, украинские пословицы о лесе. 

      Больше леса – больше снега, больше снега  -  больше хлеба.  Кто дерево посадит, тот человеку друг. Лес рубить – много горя иметь. Срубили дерево -  пропали пташки. Лес не школа, а всех учит. Сбереги лес, и он тебя сбережет. Если есть лес, есть и достаток. Кто не посадил дерева, тому не лежать в тени. В селе, где много деревьев, мало могил. Посадил деpево — себя пpославил,  посадил сад — pод пpославил.

      Спpосили мудpеца: кто научил людей злу?

       — Огонь, — был ответ.

      Кто научил их быть сильными?

       — Вода, — был ответ.

      А кто научил их добpу?

       — Деpево, -  ответил мудрец.     

      И в то же время  дикий лес пугал. Он  хранил  немало загадок  и смертельных опасностей. В нем можно было заблудиться, погибнуть от диких зверей. А еще, идя в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с лесными духами. В них олицетворялась опасливая враждебность славянина-земледельца к дремучему лесу, у которого приходилось  отвоевывать землю для пашни. И сознание наших предков создает  разнообразный лесной народец, который  в большинстве случаев вредит людям. Это слуги - помощники  Святобора.  Их в народной мифологии много, а наиболее известные -  лешие и  русалки

 

 

       Леший (Лесовик, Лешак) - это главный хозяин леса. Народ наделил его переменчивой внешностью. То он – великан, выше самых высоких деревьев. А то может спрятаться под маленьким кустиком, где и зайцу не поместиться. Живет он в лесной чаще, похож на человека, волосы зачёсывает налево, кафтан запахивает направо, бровей и ресниц нет, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.  Но может явиться и в виде  медведя, волка, филина.  Иногда он кричит в лесу и пугает людей, старается их запутать, сбить с дороги. Заведя в  чащу, щекочет их до смерти. Хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.  Питается  он мхом и шишками, любит выпить водки, живет с семейством в дупле старого дерева.

       На Винничине  говорят, что леса — жилища животных, котоpые  не могут ужиться с человеком. Леший - волчий и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу. По поверьям украинцев, леший  перегоняет белок, лисиц, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой,  гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Главная его задача – охранять лес и лесных зверей,  поэтому его опасаются лесорубы и охотники.  Чтоб не прогневить лешего, люди просили  у него разрешения нарубить в лесу дров, а когда шли на охоту тоже спрашивали  у него, можно ли убить то или иное животное.

      Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Любит Леший, если оставить ему лакомства,  каких  нет в лесу. На перекрёстках тропинок  для него, чтобы задобрить, оставляли на пеньке сало, горшочек каши, блины, пирожок, пряник, краюху хлеба, щепотку табака.   Еще хорошо было  -  сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

 

        В украинских сказках леший нередко бывает добрым,  помогает выйти из лесу заблудившимся, охраняет героев от волков и медведей. Ну, а чтобы избежать  козней лешего, надо переодеть свою одежду наизнанку.  Верили, что его можно отпугнуть молитвой или, наоборот, самой непотребной руганью. А  идя в лес, необходимо было брать с собой  неприятные для лешего вещи. В  первую очередь -  соль, а еще -  кремень и огниво, чтобы в случае опасности высечь огонь. Он относился к нему со страхом и уважением, впрочем, как и вся лесная  живность,

       Любопытен еще один персонаж  древнеславянского  фольклора,  связанный с лесом, более популярный на Украине, особенно в ее западных областях, чем в России  -   мавка, лесная  русалка.

 Имя «Мавка» образовано из смешения слов "навь", «навка» — старинного названия  мертвецов и вообще загробного мира,  и  "мал", "малая».  По украинским  поверьям  мавки — это души некрещеных девочек, которые родились мертвыми или  были утоплены или загублены  еще в утробе  их матерями, согрешившими  девицами.  Но даже если дочка родилась в законном браке,  но ее не успели окрестить, и она умерла некрещеной, русалки все равно выкрадут ее из могилы, чтобы сделать мавкой. 

 
Beatriz Martin
Beatriz Martin

        До семи лет они сохраняют облик  девочек с русыми волосами в белых сорочках и называются  «потерчата» (от укр. терпiти, потерпiти – страдать).  Злые духи мучают  их, и только на Троицу они свободны от этих мук. На Полтавщине в старину женщины, которые похоронили  некрещеных младенцев, собирали когда-то на  «Мавський  Великдень»  (четверг  Троицкой недели) всех детей с улицы и угощали их. Верили, что в Троицын и Духов день  потерчата летают по воздуху и просят: -  «Креста!», причитая: "Меня мать  породила, некрещеной схоронила!" 

        Стоит обратить внимание на  уникальность этого поверья. Ведь обычно в народном  сознании любая нечисть боится креста, и на этом основаны охранные заговоры и обряды. А здесь, потерчата  наоборот  -  просят его.  Считается, что их души можно спасти, если, подкинув платок вверх,  дать имя умершему некрещеному ребенку: еще с языческих времен дать имя означало – дать жизнь. Для этого надо было сказать: "Крещаю тебя во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь!" и назвать имя, а затем ежегодно служить панихиды  в первый понедельник Петровского летнего поста, и тогда   души  потерчат  станут ангелами  и попадут в рай.  Но если на протяжении семи лет после смерти некрещеного ребенка душа  не попадала в рай, то превращалась в  мавку.

       У мавок есть одна особенность, резко отличающая их от прочих русалок  -   отсутствие кожи  на спине, поэтому сзади у них можно было видеть все внутренности: позеленевшие легкие, небьющееся сердце, и т.п . Они не  отражаются в воде, не имеют тени. 

 

Живут мавки в лесах. Они прядут краденый лен, ткут, и  шьют  себе одежду. После того, как растают снега,  мавки бегают по лесам и долинам, и сажают там  цветы. Люди считали их опасными и вредоносными духами:  они могли сбить путника с дороги и завести его в глушь; защекотать до смерти; оторвать человеку голову или наслать на него болезни. В некоторых гуцульских селах верили, что Мавки проникают по ночам в дом и сосут грудь спящих людей (и мужчин, и женщин), и тогда те начинают болеть, чахнуть, и, в конце концов, умирают.

В западных районах Украины верили, что мавки появляются в виде ночных птиц или птенцов, издающих жалобный писк, но чаще они  являются людям в образе неотразимых красавиц, которые заманивают  мужчин в чащу, в топкое болото, в другие опасные места, где те погибают. В Прикарпатье и на Волыни  популярны рассказы о том, что мавки  завлекают парней и вступают с ними в любовную связь. А бывает, что  зачарованный  мавками парень, сам выслеживает ее в лесу возле озера, крадет ее одежду и вынуждает выйти за него замуж. Однако такой брак не бывает счастливым: мавка исчезает, а околдованный ею супруг погибает от тоски.

         Скорее всего, все эти жуткие истории навеяны  страхом  человека перед  непонятной ему дикой природой. Однако, наряду с ними, существуют в Украине и другие легенды о мавках, где они выступают в образе девушек с несчастливой судьбой.  Если мавка сама полюбит юношу, весь лес будет плакать и горестно шуметь над нею. Потому что не было еще такого, чтобы у мавки вышло счастье с человеком. Она умеет любить искренне и безоглядно, и от ее счастливого смеха расцветают ландыши по весне. Но вот ужиться с людьми, понять и принять их обычаи она не умеет и потому, любовь  приносит  ей только страдания.  Не в силах пережить гибель любви, она и сама погибает, превращаясь в вербу.

Существовали традиции и обряды, связанные с русалками,  мавками. На  Украине  в четверг на Троицу, чтобы не прогневать души умерших, старались не  работать, особенно сеять зерно, потому что появится много русалок. А для того, чтоб было не опасно купаться (особенно в «русалочьи» дни и на молодой месяц)  нужно было взять горькую полынь и сказать: «На тобi, мавко, полинь, а мене покинь». Бытовало поверье, что  помогают еще чеснок, хрен, любисток: они их запаха не выносят и опрометью убегают.

        Чтобы задобрить их,  развешивали  на деревьях куски полотна – на  рубашки  русалкам.  До сих пор сохранился во многих селах Западной Украины обычай раскладывать на подоконниках, чтоб остывали, хлеб и булки, потому что по старинным поверьям паром от свежеиспеченного хлеба питаются лесные и полевые русалки – мавки. По народным поверьям, если сплести для русалки венок и оставить его в лесу, то она в благодарность пошлет девушке богатого жениха..

Леший, русалки, мавки и т.п. духи обитали  в лесу не постоянно, а только в тёплое время года (по легендам – с шестого апреля).  Крестьяне считали, что на Ерофея (17 октября) — леший расстается с лесом, проваливается под землю, и зимует там  до весны. Но перед этим он беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам.  Зимой в лесу появляются  другие боги,  Перуновы помощники, которые  ещё более строги к человеку: Позвизд (Посвист), Мороз ( Морозко, Трескунец,Студенец),  Карачун.

Позвизд отвечал за бури и непогоду, приносил с собой снег. Сегодня он практически забыт, а в  старину под Киевом существовал его идол, но после крещения Руси культ Позвизда был вытеснен, а вот его «коллег»  помнят и поныне.

Мороз, Морозко,  или Дед Мороз   — олицетворение русских зимних морозов. Его представляли  в виде могучего старика-волшебника с посохом, в богатой и  шубе ( синего цвета, а не красного), с  седой длинной бородой и суровым характером. Главная его задача -  сковывать реки льдом, наметать  сугробы. Еще его называли в легендах и сказках такими «говорящими» именами, как -  Трескунец, Студенец.

         Изначально  древние славяне относились к нему с опаской, считая его  злым и жестоким духом. По легендам, он воровал детей, унося их в мешке, мог, рассердившись, заморозить кого угодно.  Однако, как практически со всеми славянскими Богами, при определенных  обстоятельствах с ним можно было договориться.  Считали, что во время встречи с Морозом человек никогда не должен жаловаться ему на стужу. Перед ним следует держаться весело и бодро, и тогда  он не станет обижать путника, может даже наградить за добрый нрав и терпение.

14 декабря  был днем почитания Деда-Мороза. Люди ходили в заснеженный  лес, чтобы  принести его жителям  угощения: «сена копнушку, да хлеба  краюшку», зерна, овощей. Бытовал обычай  -  на Коляду старший в семье высовывался из окна и предлагал Морозу ложку киселя или кутьи со словами: "Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!» Ему оставляли еду на окне или на крыльце и просили, чтоб не приходил летом, не портил урожай. 

        Самым свирепым Божеством зимы считался Карачун  - злой дух, демон или внезапная смерть. Жил он под землей и повелевал морозами.  Ещё  Карачуном называли   день Зимнего Солнцестояния 21 декабря (самый короткий световой день в году – всего семь часов и одну минуту). Верили, что именно  Карачун ворует у людей Солнце, и в этот день оно начинает вырываться из его лап, и  в ночь на 25 декабря, наступает Солнечное Рождество – «Будна», после чего празднуют «Коляду». Говорили -   Старик  Корочун старый год завершает, дни прежние коротит, а  Коляда  год молодой зачинает.

Бог Карачун для наших предков был так  грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в народном языке.  Говорят, например, «пришел ему карачун»,  «жди карачуна». О внезапной смерти говорили: «задал карачуна», «хватил карачун».

На Украине существовал  интересный обряд, который,  как считали, обеспечивал будущий богатый урожай хлебов.  22 декабря на зимний солнцеворот хозяйки пекли хлеб, соблюдая особые условия. В середину каравая клали зерна разных злаков, чеснок, травы, облатку, овсяный стебелек, а то и баночку меда,  наливали в нее освященной воды, словом – то, что имеет отношение к солнцу и небесной выси. Кроме того, хозяйка должна быть обязательно одета в кожухе, вывернутом наизнанку и в рукавицах, одетых не на ту руку, потому, что в подземном мире, где живет свирепый Карачун, все наоборот, а значит, и одежду надо выворачивать наизнанку, и уберечься от стужи, чтобы не увлекла за собой. 

 

         Постепенно   под влиянием православных традиций и особенно -  произведений  русских писателей  Мороз  из  грозного, отнимавшего жизни Божества,  превратился в доброго  волшебного Деда, который дарил детям подарки.  Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, но тогда не приобрел  большой популярности. 

По мнению большинства исследователей, окончательно образ  привычного для нас  сегодня  Деда Мороза сформировался в советское время. В  Харьковском Дворце пионеров    31 декабря 1935 г. прошла первая в СССР новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой  приветствовал гостей на празднике в московском  Доме Союзов.

Вот такими духами населяло лес сознание наших предков. В последнее время заметно возрос интерес к старинным легендам, мифам, обычаям, традициям и это радует.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 23:09)

    rytuał miłosny

  • #2

    sex positions (Четверг, 13 Апрель 2017 13:20)

    best anal

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика