Полынь

      ПОЛЫНЬ (Artemisia) - (дающая здоровье). Относительно происхождения родового латинского названия нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого  "artemes" - здоровый, так как во все времена и у всех народов  она считалась  эликсиром здоровья. Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая излечилась этим растением, по третьей -  имя Артемиды, покровительнице рожениц (полынь раньше применяли для лечения некоторых женских болезней).

      Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть,  из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь - пелын – получила, вероятно, из-за характерного для нее серовато-пыльного цвета.

      В Библии полынь – символ суда Божия за отступничество и непослушание; символизирует горечь наказания за человеческие грехи и пороки. У восточных народов полынь – символ родины и памяти о предках. В древней  Руси  – символ вдовства и печали, олицетворение  несчастной любви, горечи утраты и обиды.

      Народ  дал ей  выразительные названия:  нехворощь, глистник, горечь,  дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник,  абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др. О некоторых из  народных  названий полыни хочется рассказать подробнее.

      В средние века полынь обыкновенная ассоциировалась с Иоанном Крестителем потому, что она начинает цвести в конце июня (Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю  - 24 июня). И еще - по преданию, он  носил пояс, свитый  из ее стеблей, когда  жил в пустыне. Кроме того,  в канун Дня святого Иоанна (Ивана Купала)  надевали венки, сплетенные из полыни, как защиту от злых сил, жгли ее в традиционных кострах, отмечающих летнее солнцестояние.

 

      Красивый куст ростом с человека под названием «божье дерево» знаком многим. Однако,  не всем известно, что это - полынь лекарственная или кустарниковая полынь (лат. Artemisia abrotanum). В древности у славянских народов божье дерево играло важную роль как магическое и культовое. Видовое название происходит от греческого слова “abrotos”, что означает -  божественный, бессмертный - так высоко ценилось это растение. Об этом же говорит и его русское имя, причем название “божье дерево” дано растению только в России и в славянских странах.

      В Западной Европе этот вид полыни считается одним из символов любви. Народные ее названия – «молодой любовник», «поцелуй меня скорей», «девичья погибель». К сожалению, в многочисленных сайтах название «божье дерево» через запятую соседствует с вышеприведенными,  без каких-либо пояснений, хотя явное смысловое рассогласование здесь очевидно.

      На Руси исстари божье дерево разводили в садах, сажали в огородах.  Сорванные побеги, имеющие сильный пряный запах, развешивали в сенях дома, предбанниках и уборных в качестве освежителя воздуха. Его дымом окуривали жилые помещения, хлева с животными для изгнания паразитов. Верили, что оно  отваживает злых людей и завистников.

      Принято считать, что чудесная трава евшан, запах которой возвращает человеку память, это полынь. Так написано в многочисленных комментариях к летописям. Впрочем, на самом деле, это может быть любая степная трава с характерным сильным ароматом (часто так называют еще и чабрец). Половецкая по происхождению легенда о пучке полыни, не давшем забыть о родине, рассказана ещё на страницах Волынской летописи XIII века. Но только после переложения ее на стихи Аполлоном Майковым, она стала широко известной и потом часто пересказывалась многими авторами.

 

      Это было в далекие-далекие времена. Однажды утром войско половцев под предводительством двух ханов  -   братьев, Отрока и Сырчана, было разбито  русскими воинами во главе с Владимиром Мономахом. Сырчан  ушел  вглубь степей, а Отрок перебрался на Кавказ. Прошло время, окрепла сила степной орды. Стал Сырчан звать к себе брата Отрока. Не раз приглашал его вернуться в родные края, но тот уже привык к чужбине, и ни сказания, ни песни предков не увлекали его. Тогда Сырчан приказал привезти из степи пучок полыни и отправил ее брату. Вдохнув запах сухой полыни, беглец не смог устоять против могучего зова родины и приказал седлать коней.

      Чернобыльником назвали полынь обыкновенную из-за ее черноватого стебля (былинки). В народе ее считают травой забвения, на Украине зовут ее «забудьками». На Винничине записана  о возникновении этого названия  интересеая легенда. Однажды чумак с работником  остановились на ночлег в поле, разожгли костер, чтобы приготовить пищу.

      Чумак отошел в сторону и свистнул. Сразу же со всех сторон к нему сползлась огромная стая змей. Собрал он их в котел и стал варить. Когда вода закипела, он слил ее на землю и заменил новой. Лишь в третью воду чумак положил пшено. Наелся он каши, а работнику не дал. Велел ему вымыть котелок и ложку, наказав ни в коем случае не пробовать змеиной каши. Но тот  не послушался хозяина, наскреб на дне полную ложку и съел. Тотчас же он услышал разговор трав друг с другом о том, какая из них от какой болезни помогает, услышал, как волы разговаривают между собой. Засмеялся он от радости и хозяин понял, что тот не послушался его запрета. Тогда  он предложил  работнику съесть очищенный стебель чернобыльника. Только он съел его, как вмиг  не только  перестал понимать язык трав и животных, но и позабыл, о чем говорили они ранее. Вот с тех пор и зовут на Украине чернобыльник забудьками.

      Подобные легенды существовали и у других народов. В старинной русской сказке говорится о юноше, что  попал в плен к крымским татарам. Однажды он увидел, что его хозяин варит змею. Закипевшую воду тот сменил семь раз, сливая на землю. В том месте трава почернела и преврати-лась в чернобыльник. Юноша отведал змеиной каши и  приобрел способность понимать язык животных и трав. Пошел он в конюшню и стал просить коней вынести его на свободу. Один конь согласился спасти юношу. Тот сел на него и умчался. Хозяин отправился было в погоню, но видя, что догнать беглеца не удастся, закричал ему вслед: «Слушай, Иван! Как приедешь домой, навари кореньев чернобыльника и выпей — еще больше будешь знать, чем теперь!» Юноша поверил  и  сделал так, как сказал татарин. И тут же лишился волшебного дара.

      По мнению к.б.н. В. Артамонова именно чернобыльник стал в народе олицетворением травы забвения потому, что полынь обыкновенная нередко пышно разрастается на забытых, неухоженных могилах.    Видов полыни  много. Назову лишь еще одну – полынь ароматную, хорошо всем известный и широко применяемый в кулинарии эстрагон, или тархун. Какой бы ни был вид полыни, в народе ее всегда ценили очень высоко: и за целебные свойства и за, как  верили наши предки, ее волшебную, магическую силу. В народной мифологии ее называют матерью всех трав, она считается одним из самых сильных оберегов.

      В старинных поверьях и обрядах полынь играла весьма заметную роль. Верили, что она защи-щала от ведьм, колдовства и сглаза. Для этого полынь специально заготавливали, соблюдая строгий ритуал. Срывали  только на Успение, 28 августа,  причем, рвать ее можно было лишь левой рукой, до первых петухов, т.е. – до полуночи. Собранную траву связывали в пучки, освящали в церкви, сушили и хранили до тех пор, пока понадобится.

      В  старину  во многих странах существовало поверье:  если во время путешествия надеть по-лынь в виде кушака или  положить ее в обувь, то не устанешь при ходьбе.  А если, накануне Иванова дня, раскопать землю у корня полыни, и найти там уголек, то его надо носить его с собой, потому что  он обладает удивительными целебными свойствами. Защитит от падучей болезни, от чумы, нарывов, молнии, квартаны (четырехдневной малярии) и ожогов,  от боли в спине в полевую страду. Полезно было всегда носить с собой  и просто веточку полыни: в этом случае вы не отравитесь ядом, не подвергнитесь нападению диких зверей, не получите солнечный удар. В России, на Украине полынь и подобные ей травы раскидывали по дому, клали на окна, пороги, под стрехи домов, чтобы защититься от русалок, которые могли «замутить рассудок» человека, свести его с ума.

      Накануне же Иванова дня люди делали из полыни венки и надевали их на головы в надежде, что в течение года не будут болеть голова и глаза. А еще верили, что такого же эффекта можно добиться, если посмотреть сквозь пучок полыни на пламя Купальского костра. Сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это указывало на то, что на семью наслано злое колдовство. Еще   полынь считалась приворотным зельем. Стоило только во время игр хлестнуть полынью избранника, и он уже на других не обращал внимания.

      Чаще всего полынь применяли на Троицкой неделе  - ее еще называли русалочьей. В это время старались не ходить в огороды и лес, чтоб не раздражать всякую нечисть. В случае же необходимости брали с собой ту полынь, которую на Троицу разбрасывали по хате и под столом. Полынь, при защите от русалок, считалась средством, равносильным священной вербе, а также ладану. Если на Троицу приходилось ночевать на открытом воздухе, то ее клали  под голову.  Если  случалось купаться, то  бросали в воду. Защищаясь от мавок и схожих с ними мифологических персонажей славянского фольклора, девушки носили полынь за пазухой, подмышками,  вплетали ее в косы. А  если на Купалу ударить русалку веточкой полыни, то  она по поверью, будет служить тебе весь год.

      Верили, что русалки нападают в лесах и полях на неопытных девушек и парней, не имеющих при себе полыни. Русалка при встрече с человеком непременно спрашивает: «Полынь или петрушка?»

      Если человек ответит: «Петрушка», — то русалка со словами: «Ты ж моя душка», утащит его с собой и защекочет до смерти. Если же он скажет: «Полынь», то русалка убежит от него с криком: «А ну, ты, сгинь!». Причем оберегом в этом случае могла служить как сама полынь, так и  просто ее название, произнесенное вслух. Бытовало заклинание: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!».

      В русалочью неделю венки из полыни, как оберег, носили не только женщины, но и мужчи-ны, их надевали даже на скот, защищая от злых сил. По поверьям, ведьмы отбирали у коров моло-ко. Наваром из полыни, собранной на Иванов день, обмывали им вымя -  чтобы они давали больше молока.  Для очищения от злых духов и колдовства под Рождество или Новый год ею окуривали дома и конюшни, а собранной в июле и высушенной полынью перекладывали снопы хлеба против мышей.

      Исстари, еще с языческих времен, полынь сопровождала  человека от колыбели до гроба. На Украине, при отлучении ребенка, грудь, мазали полынью, так как считалось, что у ребенка, повторно взявшего грудь, всю жизнь будут недобрые глаза. Дети носили полынь за поясом или на груди, привязав ее к застежке сорочки -  от сглаза и нечистой силы. В Западной Украине был обычай класть в гроб полынь, чтоб задержать разложение. Ветку полыни  вкладывали  в руки покойного, чтобы тот мог отгонять адское пламя. По другим поверьям,

мертвым давали полынь, чтобы отгонять черта, когда их  душа  отлетает от тела.

 

      Старинные поверья и легенды живы до сих пор. Так, космонавты берут с собой по традиции веточку полыни – она  дольше всех трав сохраняет аромат, напоминая о Земле.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Татьяна Пороскова (Четверг, 19 Ноябрь 2015 03:27)

    Букет полыни горькой у дороги
    Напомнил запах летних трав,
    Напомнил о разлуке и тревоге.
    Полынь-трава, полынь у переправ
    И у обочин… Так неприхотлива.
    Никто не сеял, не сажал и не берёг
    Но есть в ней волшебства невидимая сила.
    Качнись и вздрогни, тонкий стебелёк…
    Качнись, впитавший горечь и печали,
    Прощание, земли последний стон.
    И травы дикие запели, закричали
    Под ветра разговор и перезвон.

    ***
    Забыл однажды князь свою землицу.
    Жил на чужбине уже много лет.
    И плачь травы, и гриву кобылицы,
    и маков красных позабыл он цвет.

    Тогда с гонцом скорей ему послали
    пучок полыни горькой и седой.
    И вспомнил он, как травы напевали,
    как плакал ветер в ковыле степной.

    И горький запах родины он вспомнил.
    И сам заплакал и вернулся в степь.
    Седые травы, как морские волны,
    Здесь суждено прожить и умереть.

  • #2

    валентина (Четверг, 26 Ноябрь 2015 19:55)

    Татьяна, большое Вам спасибо, какие прекрасные стихи.

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика