Рододендрон

      РОДОДЕНДРОН  даурский (лат. Rhododendron dauricum). 

      От греческого «rhodon» — «роза» и «dendron»  -  «дерево», т.е. - «розовое дерево».        Видовое название получил от слова «Даурия» – так раньше называли часть Забайкалья. 

Народное название - багульник. Оно, хотя и неправильное, настолько «прилипло» к рододендрону Д., что  используется нередко и в научной литературе. Так что чаще всего, когда говорят о  багульнике, подразумевают именно рододендрон даурский. И в данной статье, пересказывая легенды и поверья, относящиеся к прекрасному рододендрону, я буду использовать название, которое ему дал народ. А о собственно багульнике советую прочесть соответствующую статью нашего сайта, там тоже интересные легенды.

      Рододендрон даурский  является символом весны, обновления, а так же города Владивостока.  

      В одной из европейских легенд  так рассказывается о  его происхождении. Однажды эльфы, спасаясь от лесного пожара, добрались до подножья горы и, уставшие,  попросились на ночлег в новом для себя лесу, но никто не хотел их принять и только одиноко стоящий кустик приютил их. Утром эльфы решили отблагодарить своего спасителя и на зависть всему лесу на нем расцвели удивительной красоты цветы.

      В Забайкалье бытуют две похожие легенды о происхождении багульника. Одну из них  записал художник К.Т. Луканин. В давние-давние времена высоко в горах проживало два племени. Хорошо жилось племенам, мир, покой и радость царствовали между людьми.

      Однажды у вождя одного из племен родился сын, которого  нарекли именем Ник.  Прошло семь лет, и у вождя второго племени родилась дочь, назвали ее Багуль. Вожди  мечтали, что  когда их дети вырастут, то поженятся и тогда  объединятся два племени в одну дружную семью. Но случилось так, что вожди этих племён смертельно  поссорились. 

      Вырос Ник и стал красивым юношей, ловким и сильным; встретился он с прекрасной Багуль, и они полюбили друг друга, но из-за вражды отцов о свадьбе теперь не могло быть и речи. Решили  тогда влюблённые бежать, но оба племени бросились за беглецами. Одни кричали «Багуль», другие – «Ник». Хотя молодые люди бежали изо всех сил, погоня приближалась, и тогда они приняли решение, одно на двоих. Чтобы доказать, что любовь сильнее вражды они поднялись на вершину утёса и шагнули в бездну. Когда  преследователи прибежали к  его подножию, то увидели, как  на том месте, где были разбитые тела, распускаются невиданной до той поры цветы. И назвали их люди багульник.

      В другой легенде,  похожей на первую, все же есть важное различие. Жили по соседству два племени  - Енисейское и Хакасское, которые постоянно  враждовали и часто воевали друг с другом. Однажды, во время очередного  сражения, на сына вождя Енисейского племени – Багуля, вихрем налетел молодой воин. Долго бились они. Багуль, изловчившись, сбил шлем с головы воина и замер, пораженный. Перед ним стояла девушка невиданной красоты. Багуль встретился с её гордым взглядом и опустил меч. Это была дочь  вождя Хакасского племени, и звали её Ник.

      - Я Багуль и хочу быть твоим другом, Ник. Ты покорила моё сердце. Пусть наша дружба принесет мирную жизнь нашим  племенам, сказал  юноша. Каждый день молодые люди встречали утреннюю зарю на вершине скалы Хабаса, и наступил день, когда Ник и Багуль решили просить       у своих родителей благословения, но получили резкий  отказ.

      - Почему вражда стала сильнее дружбы? Почему огонь ненависти мы разжигаем, а огонь любви гасим?  Без любви человек становиться злым и мстительным, а зло убивает доброту и радость. Кто придумал такой обычай? На все эти вопросы Багуль и Ник не получили ответа у своих родителей. Что оставалось делать двум любящим сердцам? Совершить побег? Но жизнь без рода и племени не привлекала их. 

      Тогда они решили умереть, но так, чтобы своей смертью прекратить извечную вражду племен, но при этом остаться вместе навсегда. Последний раз они поднялись на вершину Хабаса и, обнявшись, шагнули в пропасть. На том месте, где упали их тела, из крови влюбленных поднялся красивый цветок. И люди, увидев его, дали ему имя багульник. С тех пор каждую весну на горных кручах и уступах среди скал распускается дивный цветок багульник, как символ любви и как надежда на мир между людьми. 

      Хабас находится в Красноярском крае. Это –  отвесная скала высотой примерно 200 метров,  удивительно напоминающая голову сурово нахмуренного старика. А внизу природа высекла из камня лица  девушки и юноши.

      Зрелище  массового цветения полевых цветов восхищает и завораживает. Поля диких маков, тюльпанов, сибирской  саранки, но, пожалуй, прекраснее всего -  цветение рододендрона даурского. Оно настолько буйное, что напоминает сплошное розовое полотно, раскинувшееся на сопках Забайкалья, по красоте не уступающее цветению сакуры в Японии. Во время  цветения выделяется так много эфирных масел, что если к кусту поднести горящую спичку в сухое время года, он вспыхивает бесцветным пламенем. Оказывается, это «облако» предохраняет цветы от ночных заморозков. Вот как об этом пишет в своей книге «В дебрях Уссурийского края» известный русский путешественник В. К. Арсеньев: «Туртыгин сел около одного куста и стал закуривать трубку. Едва он чиркнул спичку, как окружающие куст эфирные масла вспыхнули с шумом бесцветным пламенем. Это понравилось стрелкам, и они стали устраивать такие фейерверки около каждого куста. Наконец, я остановил их, прося поберечь спички».

      Лепестки рододендрона съедобны, легко отделяются, имеют приятный запах и сладковатый вкус. В Забайкалье, где цветов очень много,  местные жители их часто используют в пищу для ранневесенних салатов, душистого и целебного чая; из них варят варенье с приятным вкусом и неповторимым ароматом. В Бурятии дети отрывают цветки рододендрона, нанизывают их на прутик, как шашлык и лакомятся ими в  большом количестве.

      Это не вредит растениям, а вот поистинне варварское обламывание ветвей, которые потом продают в феврале- марте на рынках, приводит к гибели растений и их становится все меньше и меньше, так как рододендрон даурский крайне тяжело переносит  даже легкую стрижку и незначительную формовочную обрезку. Нужно помнить, что растет он очень-очень медленно и  самое главное: после обламывания, в отличие, например, от сирени, черемухи и некоторых других кустарников. он не восстанавливается и уже находится на грани исчезновения.

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика