Черемуха

       ЧЕРЕМУХА   (лат. Padus racemosa).  Название  связано с рекой  По, протекающей в Италии, по берегам которой, согласно преданиям,  росли густые и пышные ее кустарники.   

Русское название произошло от древнеславянского «черема» (смуглая). Одни  связывают его  с  цветом ее  коры  или сердцевины ствола (черемуха – единственное дерево  на  севере, имеющее  кору  и сердцевину  темно-красного цвета).  Другие связывают  ее название с частой  червивостью черемухи, обычно растущей по сырым местам.     

       Черемуха олицетворяет  молодость,  девичью красоту. Символ нежности, чистоты, любви.  Как и рябина, она считается покровительницей  влюбленных. Народные названия: засадиха, колоколуша, черемшина, глотуха,  маевка.  

       Зацветает  черемуха  стремительно. Граница ее цветения  движется  с юга на север со скоростью  около 50 км. в день.  Цветущая черемуха — веха, разделяющая два периода весны. Зацвела, значит кончилась зеленая весна и наступает поздняя весна, или предлетье.  Между ними обычно  бывает похолодание, а потом  приходит устойчивое тепло, и  зацветают сирень, вишня, яблоня, акация.  

       Согласно легенде, в черемуху  превратилась  девушка, которой изменил ее любимый жених. Он ушел к  другой, и сердце ее похолодело от горя. С тех пор  всегда, когда зацветает черемуха, наступают холода. Марийская народная традиция  запрещала ломать ее ветки во время цветения. Это объяснялось так: черемуха молится богу и жалуется, что у нее люди  ломают руки и пальцы. Поэтому бог во время цветения черемухи насылает холод. 

       У восточных славян  и ряда других народов  черемуха, наряду с дубом, березой  была священным деревом. По  преданиям черт пытается вредить людям, и потому портит это дерево. Люди же должны беречь черемуху, защищать, ведь она святая, в ее ветках соловей поет. Гиляки, один из древнейших народов нашего севера, говорят, что срубить черемуху — убить человека.  По поверьям  вепсов  (финно-угорская народность)  плоды черемухи, как и рябины,   нельзя было срезать железными орудиями (ножницами, ножом), их можно рвать только руками, ветки ее запрещалось бросать в огонь, ими не разрешалось погонять скот.

       А вот как в старинных легендах объясняется  появление на земле черемухи.  Полюбил молодой парень черноглазую девушку-смуглянку с волосами  как белый лен, и ей он приглянулся.   И все бы было хорошо, но увидел белокурую  красавицу живший  в лесу черный колдун и потерял голову.  Как ни  старался завоевать он ее любовь, все  напрасно — только любимого видят глаза ее, только ему улыбаются губы ее! И вот наступил день свадьбы.

       Собрал колдун все свои черные силы, пришел на свадьбу  и злым проклятьем  превратил юношу  в  пушистого  шмеля. Но схватила невеста шмеля, прижала к сердцу и взмолилась к матушке - Природе,  чтоб  вернула ей  любимого. Зашумели леса, побежали тучи по небу, молния блеснула, гром прогремел, но осталось все по-прежнему. 

       " Не могу я справиться с черным заклятьем, сил не хватает моих! " — прошелестела Природа листьями берез. 

       — Так сделай же хоть что-нибудь!  — в отчаянии закричала девушка, прижимая к себе шмеля. — Я на все согласна! 

       — Ну, если так.. . И на том месте, где стояла невеста, увидели люди роскошный куст, весь усыпанный гроздями белых цветов. И такой аромат пошел от этого куста, что шмель сразу полетел к нему. А люди, видевшие все это, назвали тот куст черемухой  — в память о белокурой смуглянке в белоснежном пышном платье  А колдун превратился в старый, трухлявый пень. 


       По преданиям  нивхов,  коренного населения Сахалина, в  давние времена  черемуха не  росла  и  появилась  лишь  после смерти одной мудрой  шаманки. Жила та  долго. К ней шли за советом и помощью. Шаманка лечила от болезней и оберегала  племя от всех опасностей.  Пришло время, и  она состарилась. Перед смертью позвала  к себе всех нивхов и сказала им, что  после  ее ухода вырастет  незнакомое им  ягодное дерево, у которого весной будут белые цветы, а осенью созреют ягоды  с  твердыми продолговатыми  косточками, похожими на скелет  грудной клетки человека. «Назовите его кап (черемуха). Никогда не добавляйте ее ягоды в ритуальные угощения богам, потому что черемуха – это я».

       Исполняли люди наказ мудрой шаманки, берегли  черемуху, ели ее в свежем, сушеном, тертом виде.  Однажды в очень урожайный год женщины  отправились в лес за этой ягодой. Одна из них с собой прихватила топор. Выбрала самое урожайное  дерево и стала топором рубить ветки, чтобы легче было собирать ягоды. Каково же было удивление  сельчан, когда они увидели, как по свежему срубу закапала кровь. Тут все вспомнили предание о шаманке и с укором посмотрели на женщину. Говорят, с тех пор уже никто и никогда не пользовался топором, чтобы черемухе не делать больно. Нивхи говорят: «Это наша старая и мудрая шаманка оберегает нас от болезней и радует душу. Спасибо ей большое»  Оберегает и поныне черемуха людей всеми своими природными  свойствами.

       Ценили черемуху и ханты, проживающие на севере Западной Сибири. Об этом ярко и красочно говорится в записанной  Галиной Слинкиной  местной легенде «По совету русского».  Заболел Афоня и решил, что во всем виновата черемуха: мол, наслала  ветров холодных. Схватил он топор и побежал в рощу черемуховую. Не успели деревца затрепетать в испуге, заслонили их рыбаки, перехватили парня:

       – Недоброе это дело – черемуху сводить. Черемуховый хлеб разве не едал, черемуховым настоем живот не пользовал? Черемуховый прут к зыбке твоей мать пришивала, когда ты еще не родился совсем. А родился –  подрос, из черемухи лук согнули, игрушку дали – приучайся, играя, к охоте. А ты топор, гляди, нынче навострил, будто на ворога какого…

       А кумандинцы  (этническая группа северных  алтайцев)  в своих легендах поместили черемуху на Луну. Давным-давно  на земле  появилось чудище – семиглавый  Дельбегень. С виду  как человек, а на плечах семь голов было. Когда одна голова ела, другая пела, третья спала, четвертая смеялась, пятая плакала, шестая зевала, седьмая разговаривала. Потом головы меняли свои занятия, поэтому Дельбегень никогда не спал. Бродил, зло людям делал, все вокруг уничтожал.  Видят люди, если не унять Дельбегеня, то всему живому на земле конец  наступит. Обратились  за помощью к Солнцу и Луне, чтобы уняли они злое чудище.

       Решили Солнце и Луна, чтобы  убрать его от людей,  взять к себе  на небо. Для этого кому-то из них надо было на землю спуститься. Луна говорит Солнцу: –  «Нужно тебе спускаться, ты сильнее, чем я». Но едва Солнце к Земле приблизилось, наступила страшная жара,  даже скалы  стали плавиться. Видит Солнце, что вместо помощи, беду всему живому несет – остановилось. 

       Тогда пришлось Луне на Землю спускаться. Чем ближе Луна спускалась, тем холоднее на Земле становилось,  птицы на лету застывать стали,  люди даже  в меховой одежде согреться не могли. Поняла Луна, что и она вместо помощи беду людям несет – остановилась. Но ведь  надо  же спасать людей  от Дельбегеня! Повернулась она к земле боком, подкатилась к чудовищу и говорит, чтобы он с ней в небо поднимался. Но тот  и не подумал подчиниться.  Рассердилась Луна, схватила  Дельбегеня, а он за куст черемухи вцепился. Изо всех сил Луна дернула его вместе с кустом черемухи, и  утащила на небо, а потом проглотила . Так и сидят они в ней до сих пор.  Если в полнолуние внимательно приглядеться к Луне, то можно увидеть на ее светлом лике Дельбегеня,  вцепившегося в куст черемухи.

       На не богатом ягодами и плодами нашем севере  черемуха особо ценилась как ягодное дерево. Когда-то на Урале и в Сибири ее ягоды заготовляли наравне с хлебом. Их сушили и, как и зерно, отвозили в мешках на мельницу.  Из них получалась розово-коричневая мука, пахнущая душистым миндалем. Черемуховую муку хозяйки подмешивали к ржаной или пшеничной и на этой смеси затворяли тесто. Хлеб, выпеченный из такой муки, был духовитым и имел своеобразный, очень приятный вкус. Шла  она  и на начинку пирогов.  До революции черемуховая мука заготавливалась в какой-то мере из-за недостатка ржаной или пшеничной муки, но и теперь ее делают в небольших количествах для оригинальных старинных кушаний, которые сибиряки и северяне  до сих пор охотно готовят, ее можно купить в магазинах крупных городов Сибири и Урала.  Уже в наше время на  весьма  престижном международном конкурсе сибирская шаньга из черемухи заняла первое место, удивив изысканностью вкусовых сочетаний искушенных европейцев.

       Исстари почитая черемуху, люди приписывали ей чудодейственные свойства. Ее считали  оберегом, способным противодействовать разным злым силам, оказывать помощь.  У чувашей есть поверье: если в костре горят ветки черемухи, то упете  (леший)  побоится  близко подойти, так как искры от черемухи могут спалить его шерсть.  Еще в XVIII в.  русский журнал писал о том, что крестьяне обкладывали ветками черемухи себя и свой скот, чтобы уберечься от порчи и колдовства.   Верили, что обереги из  черёмухи приносят удачу в любовных  делах.

         Любопытен старинный заговор от вражды между близкими  людьми.  Надо подойти  к «своей» черемухе,  поклониться  ей в пояс, прижаться  к ее стволу, постоять, замерев, минуты три, и потом сказать:

       – Ой, ты черемуха моя червонная. Ты черемуха моя каленая. Я сестрица твоя, ты послушай меня. Пусть бы между людьми дружными, между родичами кровными никогда бы ни кошка не пробежала, ни птица не пролетела, ни рыба не проплыла, ни змея не проползла. Пусть бы в дружбе и мире жили, один другим дорожили. И не было бы между ними вражды, как не бывает летом белого снега, зимой зеленого побега, солнца ночью и ясных звезд днем. Чтоб не брали их ни ссоры, ни чьи призоры, ни злые оговоры. Не разлить их водой и сейчас, и завтра, и всегда. Аминь.

       И, действительно, черемуха дерево замечательное.  Например, крестьяне исстари знали, что стоит  хотя бы на одну ночь внести в избу  ветки цветущей черемухи в то время, когда  на  яйцах  сидит  курица -наседка,  как  те  станут  болтунами. Не умея  объяснить причину, они, конечно же,  приписывали это волшебной силе черемухи. Теперь известно,  что выделяемые ее цветками  фитонциды, не только  очищают воздух от  болезнетворных микробов, но способны убить на расстоянии  и зародыш в яйце, и мух  с  комарами, и  даже мышь. 

       Там, где растет черемуха, всегда чистый и здоровый воздух.  До сих пор в народе бытует мнение, что достаточно лишь постоять  у черемухи, чтобы отпугнуть болезнь,  а если  прислониться  к  ней  ушибленным местом – исчезнет синяк. В  Великую Отечественную войну сок плодов черемухи использовали во многих госпиталях при лечении гнойных ран.  Опытные туристы, рыбаки и охотники знают, что если в кружку с водой добавить кисть цветущей черемухи, то можно пить воду без всяких опасений.

       Запах   черемухи  незабываем,  но и  не  безвреден для нас.  В литературе встречается мнение, что она занимает третье  место  среди растений по ядовитости запаха. С этим можно поспорить,  но то, что  ее цветы выделяют  еще и  ядовитую синильную кислоту,  от чего может сильно  разболеется голова,  факт достоверный и потому держать большие ее букеты дома  не рекомендуется.

       С черемухой связано много народных примет:  «Когда черемуха цветет, всегда холод живет»; «Черемуха в цвет — тут и соловей тебе в голос»;  «Если у черемухи много цвета — лето будет мокрое».  По народному календарю  период цветения черемухи знаменует начало сезона посадки  огородных культур. Считалось, что растения, посаженные именно в этот период, принесут богатый урожай.

       Интересны и  выразительны народные  загадки о черемухе:  

Марийская: посреди поля черная овчина висит.

Бурятская: черный теленок с костяным желудком.

Белорусская: цвет белый, а ягода черная.

Хакасская: в молодости зеленая бывает, состарится — черной становится.

Русская: платье потерялось — пуговки остались.

       И в заключение – оригинальная басня Леонардо да Винчи «Черемуха и дрозды». Она интересна тонкой моралью, не столь очевидной как  мы привыкли ожидать в  баснях Крылова. 

       У черёмухи лопнуло всякое терпение. С той поры, как созрели её терпкие ягоды, житья не стало от дерзких назойливых дроздов. С утра до вечера они кружились стаями над ней, безжалостно обдирая клювом и когтями все ветки.

       — Пожалуйста, прошу тебя! — взмолилась она, обращаясь к самому докучливому дрозду. — Знаю, что мои ягоды — твоё любимое лакомство. Поедай их на здоровье, мне не жалко. Но оставь в покое мои листья. Не срывай их! Под их сенью я спасаюсь от палящего солнца. И не терзай меня острыми когтями, не сдирай кожу!

Дрозд был первым забиякой в стае, и слова черёмухи пришлись ему не по вкусу.

       — Помалкивай, коли тебя не спрашивают! Самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Да что с тобой, дубиной стоеросовой, толковать! Зимой пойдёшь на дрова.

Услышав такой ответ, черёмуха ещё пуще опечалилась и молча заплакала.

Но предрекавший ей гибель озорной дрозд сам угодил в силок, поставленный крестьянином. Чтобы соорудить для пойманной птицы клетку, человек надёргал прутьев из плетня и сломал несколько гибких веток у черёмухи.Так черёмуха снова свиделась со своим обидчиком, который теперь сидел понуро в клетке и был тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, услышанные ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснётся.

Оставить комментарий

Комментарии: 11
  • #1

    Катя (Среда, 06 Апрель 2016 15:31)

    Как много круть

  • #2

    Валентина (Среда, 06 Апрель 2016 19:52)

    Катя, благодарю за комментарий.

  • #3

    Екатерина (Суббота, 21 Май 2016 21:19)

    Спасибо,очень познавательно !

  • #4

    Валентина (Суббота, 21 Май 2016 21:53)

    Екатерина, я рада, что моя статья вам пригодилась)

  • #5

    Сергей (Суббота, 04 Июнь 2016 18:39)

    Спасибо!

  • #6

    Валентина. (Суббота, 04 Июнь 2016 19:01)

    Благодарю за Ваш комментарий, Сергей. Значит, статья понравилась, это приятно.

  • #7

    Свет (Четверг, 11 Август 2016 08:20)

    Спасибо, очень интересная статья!

  • #8

    Валентина (Четверг, 11 Август 2016 09:48)

    Доброе утро, Свет. Мой сайт читают, но вот комментарии пишут не часто. Спасибо, за такой хороший отзыв.

  • #9

    Мария (Пятница, 24 Февраль 2017 20:09)

    Очень интересная и полезная статья. Спасибо! В этом году будем отмечать 5 лет совместной жизни - деревянную свадьбу. Хотим по традиции с мужем дерево посадить. Подумываем о черемухе.

  • #10

    Валентина (Воскресенье, 19 Март 2017 13:43)

    Мария, совет да любовь!
    Отличная задумка, черёмуху часто называют деревом невест.

  • #11

    Дари (Понедельник, 04 Сентябрь 2017 18:42)

    Отличная статья

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика