Сб

09

апр

2016

Золототысячник

Золототысячник

          ЗОЛОТОТЫСЯЧНИК  (лат. Centaurium). Происхождение латинского названия  по одной версии связано с  кентавром Хироном,  который лечил его соком  раны,  дословно – «трава кентавра». По другой, произошло от слов «centum» (сто) и «aurum» (золото) –  «сто золотых», из-за  высокой целебности этого растения.

Народные названия: золотник, красноцветник, сердешник, тысячник,    семисильник (от семи тяжких болезней лечит), зорька, искорка, горечавка, тирлич-трава. Является символом благополучия.

          В старинных травниках раньше это растение называлось «сто золотых». Согласно легендам, смертельно заболел один богатый человек. Врачи не смогли ему помочь, в отчаянии он дал обет, что если исцелится, то отдаст  сто золотых монет для бедных (в другом варианте –  все свое достояние). Во сне приснился ему ангел и сказал: «Ты исцелишься, если будешь принимать траву, которую я принёс, но выполни свой обет», – и исчез, оставив пучок травы. Больной вскоре выздоровел, честно выполнив свое обещание, с той поры и стали ее называть «сто золотых». Позже из-за описки одного лекаря, написавшего в рецепте лишний ноль, это растение стали называть золототысячником. 

          А вот как объясняет происхождение названия золототысячника красивая татарская легенда. Жил на свете богатый и могущественный хан Нурлат. И была у него единственная и любимая дочка – красавица Айран, добрая и веселая, пьянила она сердца, как вино. Беда пришла именно к ней – перестал звучать ее смех, не поет она песен на рассвете, грустит ее любимый скакун, медленно угасает Айран... Тысячу золотых монет был готов отдать хан за спасение дочери. Тысячи лекарей и иноземных знахарей приезжали к ней, испробовали тысячи рецептов – и все напрасно... Множество слуг были разосланы по степям и странам искать лечебное зелье. Тысячу слезинок пролила несчастная больная Айран, и тысячи цветов принесли к ее шатру люди в знак сочувствия... Но однажды появился перед ханом обычный пастух и заверил его, что спасет красавицу Айран. Несколько месяцев прожила ханская дочь в бедной кошме в степи, спала на охапке трав, пила горький отвар. И пришел день, когда на рассвете вся степь услышала ее веселую песню. Приготовил хан тысячу золотых монет, но пастух их не взял, сказав: «Не я ее лечил, а земля-матушка дала нам свою траву семисильную. Разреши мне лишь пасти своих овечек на твоих пастбищах». И небольшая отара овец превратилась в тысячное стадо – таким благодарным был хан! Тысячу золотых монет разбросал он по степи в благодарность земле-матушке и ее удивительному цветку – золотнику. 

          На Руси издревле золототысячник был известен как лекарственное растение с волшебными свойствами, верили, что он спасает ото всех недугов не только отварами  и настоями. Считалось, что амулет с  ним  дарует человеку силы и энергию, прогоняет прочь лень и усталость. Он входил в травяные сборы для воинов и путешественников. Верили, что на чужбине и в дороге такая ладанка  бережет их от бед и несчастий, которые могут случиться в дороге, и гарантирует возвращение домой.

          Кроме того, по поверьям, золототысячник дарует людям благополучие и достаток. Существовал особый обряд на богатство: на Троицу надо сорвать золототысячник и отстоять с ним в храме всю службу, держа его на своей груди и тихо шепча заговор. После службы  надо этой травой попариться ночью в бане. Считалось, что после такого ритуала обязательно озолотишься, будешь жить безбедно и беззаботно. 

И все же золототысячник в основном вошел в русские предания, суеверия, сказки и песни, как волшебная  тирлич-трава. «Поселяне думают, что трава эта обладает возможностью превращения и достаётся в удел одним ведьмам... Кудесники и чародеи дорожат тирличем, как сокровищем… Ведьма старается добыть траву тирлич, корень ее варит в горшке и приготовленным снадобьем мажет у себя под мышками и коленками и затем с быстротой молнии уносится в трубу. Соку тирлича приписывается чудесное свойство делать человека оборотнем и сообщать ему силу полета: по всему вероятию, здесь таится воспоминание о Перуновой траве -молнии… Иногда зовут ее  «ведьмино зелье», так как вместе с другими таинственными травами (борец, красавка, белена, дурман и другие) золототысячник малый входил в состав мази, с помощью которой любая ведьма (т.е. ведающая, знающая женщина) могла слетать на Лысую гору, опуститься в загробное царство». (А. Афанасьев. Мифы, поверья и суеверия славян.)

По поверьям эту траву создал Бог и поэтому ее боятся черти. Тирлич-трава считается сильным оберегом против нечистой силы, для этого достаточно просто носить её с собой.

          В украинской легенде говорится, что в одну девушку влюбился черт. Узнав, что ее мать куда-то уехала, он пришел к девушке. Смотрит, а у нее на голове  венок из цветов тирлич-травы, ей его матушка перед отъездом надела. Не мог черт подступиться к девушке и стал  просить, чтобы она сняла венок. А та, не понимая, что от нее требуют, стала снимать с себя одежду, одну за другой, до гола, пока не запели петухи. Только этим и спаслась.

По старинным  преданиям собирали тирлич-траву в ночь  на Ивана Купалу,  в неделю перед полнолунием или новолунием только на Лысой горе и только колдуньи. Никого не подпускали ведьмы к горе, но, если какому-нибудь храбрецу все же удавалось пробраться туда  и завладеть волшебной травой, то он обретал счастье, удачу и богатство, а еще можно было с ее помощью  превратиться в животное или птицу на одну ночь. Ведьмы, зная ценность этой травы, стараются ее истребить, а люди, обладающие  тирлич-травой, дорожат ею, как сокровищем. 

          Вот какое интересное растение золототысячник, быть может, именно о нем сложил народ поговорку – «Мал золотник, да дорог».

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика