Вт

06

дек

2016

Ель

Ель

        ЕЛЬ (лат. Picea abies) – от лат. Pix, «смола».

        Русское название  происходит от древнеславянского  «игль», т.е.  острая, колючая, игольчатая.

        Для наших предков ель  издавна была деревом особенным. На Руси  она, как  береза и дуб, считалась священной, являлась символом  долголетия, бессмертия  вечной молодости и силы. Говорили –  ель круглый год не спит, бодрствует, счастье наше стережет. Ее считали защитницей дома, несущей добро,  исцеление от болезней. На Украине еловые ветки, вместе с шиповником и крапивой, втыкали в канун купальской ночи перед воротами, в крышу хлева, чтобы уберечь  скот от ведьм и болезней. На  Руси свадебный каравай   украшали    узором в елочку.  

        При первом удое молоко процеживали через еловые веточки, чтобы оно не испортилось, клали под  дом, в подпол — чтобы буря не тронула. В славянской мифологии возле елки  полагалось веселиться, петь и плясать.  Так старались разбудить весеннюю богиню, для того чтобы она отправила на землю своего сына по имени Свет, который  прогонит Зиму и освободит землю от ледяных оков.

        О доброте ели рассказывает красивая чувашская легенда. Давным-давно в один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже пришли сильные холода, птицы  заторопились в теплые края. Лишь маленькая пташка с пораненным крылом не смогла улететь со всеми, и осталась одна в чистом поле на холодном  пронизывающем ветру. Сжалась под кустиком полыни, горюет. А за полем был большой дремучий лес.

        — «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», — подумала птичка. У многих деревьев просила она приюта, но никто из них не пожалел, не приютил ее. 

        Береза отказала потому,  что у нее веток много, а листьев еще больше, ей за ними надо смотреть,  а не птичками заниматься.  Дуб сказал, что  если всех пускать к себе  на зиму, то у него ни одного желудя не останется. А густая ветла еще и отругала ее:

        — Проваливай, я с рекой разговариваю, а с всякими встречными мне и говорить-то не к лицу. –  Бедная раненая пташка, усталая и голодная совсем  отчаялась. И тут ее заметила зеленая ель.

        — Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? — спросила она птаху.

        — Иду,  куда глаза глядят.

        — А что же ты со своими подругами не улетела?

        — Крылышко у меня больное, не могу летать. Попросилась я у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел.

        — Ах, бедняжка! – воскликнула ель. Тогда поживи у меня. Вот, садись на эту мохнатую веточку — она самая теплая. Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

        — Я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, — сказала она. А  можжевельник, что рос рядом,  пообещал  кормить ее всю зиму  своими ягодами. Так раненая птичка зажила хорошей жизнью. 

        Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветки деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему  деревья раздеть донага, и   спросил он у  Мороза, со всех ли деревьев можно листья сорвать или на каких-то оставить?

        Царь холода, Мороз ответил:

        — Со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они всю зиму стоят зелеными.

        Ветер не осмелился  ослушаться  и не тронул ель, сосну и можжевельник. Они и по сию пору остались вечно зелеными.

        Но, одновременно с позитивным, у древних народов было и настороженное, опасливое отношение к ели. Наши предки   свято верили, что  в ее густых ветках живут духи, которые могут наслать  метель, морозы и  другие напасти.  Чтобы уберечься от их  гнева, люди  задабривали эти деревья подарками, особыми  обрядами. Например, Ханты считали её «священным шестом», которому они приносили жертвы. Удмурты клали на пол еловую ветку, предлагая ей в жертву хлеб, мясо и питьё. 

        Для  многих народов с незапамятных времен  ель  –  дерево мертвых, дерево смерти.  Во всех странах, где растет ель, с ней были связаны погребальные  обряды. На Руси в древние времена тела  умерших  полностью обкладывали еловыми ветками. До сих  пор  сохранился обычай  класть их на пол в помещении, где лежит покойник,  выстилать путь похоронной процессии, прикрыввать могилу на зиму еловыми лапами.  Смертная символика ели нашла  отражение в  народных  присловьях:

        «смотреть под ёлку» – тяжело болеть;

        «угодить под ёлку» – умереть;

        «пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть. 

        Такое отношение  к этим деревьям можно объяснить тем,  что ельник – самая темная часть леса. В нем всегда  сумрачно, не слышно пения птиц, воздух влажный и неподвижный. Еловый бор –   «священная роща»  выступал  как особый  мир. В нем все принадлежит предкам, здесь нельзя было смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Все это создавало довольно   мрачное настроение. Отсюда и негативные поверья о ели. 

        Наши предки были уверены, что если возле дома посадить ель, то в семье начнутся несчастья:  одинокая женщина до конца своих дней будет одинока,  или  в скоро умрет. А если все-таки дерево посадили рядом с домом, но оно вдруг засохло, либо в него ударила молния, то все хозяева дома очень скоро уйдут на тот свет. 

        Считали,  что ель особенно  отрицательно относится к мужчинам, «выживает»  их из дома: «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут». Девушки не смогут выйти замуж,  жены будут бесплодны,  или же будут рожать только дочек. В Белоруссии ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома».  Такие  представления  порождены, по мнению  некоторых ученых, тем, что ель –  дерево неплодовое. 

        Кроме того, существовало  поверье, что ель –  проклятое дерево и потому притягивает к себе молнии. Действительно, молния чаще  бьет в ель, сосну, а также в дуб, хотя при этом почти не трогает  другие деревья. Но этому есть  вполне научное объяснение. Именно одиночные деревья, в качестве которых и выступали ели, наиболее часто притягивают к себе молнию.

        Сегодня у большинства людей ель ассоциируется с праздником Нового года, подарками, весельем. Как же произошло превращение «дерева смерти» в дерево радости? Об истории новогодней елки  есть много информации. Я же хочу остановиться на менее известных фактах.

        На Руси  Новый год  исстари праздновали 1 марта и наряжали тогда не елку, а вишню, украшая ее разными подношениям и восковыми зажженными свечами. После крещения Руси  Новый год – Новолетие –  перенесли на 1 сентября и дерево в честь него не наряжали. 

Дед Мороз и Ель

        «Праздничной»  ёлка  стала  в России  в  1700 году по указу Петра I,  который позаимствовал  у немцев  обычай наряжать елку на новый год.  В царском указе говорилось: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января… В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя  не учинять – на то других дней хватает». Между прочим, украшали елками  и питейные заведения. 

        Однако, после смерти Петра обычай этот был  надолго  забыт, лишь  кабаки  по- прежнему  украшали елками.  Их привязывали  к колу, установленному на  крыше, отсюда пошло выражение –  «елки - палки».  Стояли  они там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми, и этот обычай продержался  до  XIX века. Кабаки в народе стали называть «елками», или  «Иванами елкиными»: «Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем»; «Видно, у Ивана елкина была в гостях, что из стороны в сторону шатаешься», «быть под елкой»  означало находиться в кабаке,  и т.п. 

        Первая рождественская елка в России была устроена  Николаем I в самом конце 1830-х годов.  По примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати, но остальное население   относилось к ней равнодушно, многие даже  не знали о таком  обычае.  Но постепенно мода на рождественскую  елку  распространилась  по всей стране, естественно среди зажиточной ее части. 

        Несколько интересных фактов  о новогодней елке. 

        Первый стеклянный елочный шарик был изготовлен в Германии в 16 веке. Первые искусственные елки появились в сороковых годах XIX века тоже  в Германии. Они  были из гусиного пера, окрашенного  в зеленый цвет, считались особым шиком и завоевали не только Европу, но и Америку.   Первые уличные  елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

        В нашей стране после революции  Рождественские  елки  считались буржуазным пережитком, были отменены и официально не проводились. Потом решили  праздник Рождества заменить праздником Нового года, и в 1936 году постановлением ЦК ВЛКСМ было поручено организовывать утренники для детей  с елочкой и подарками, а с 1947 года 1 января стало нерабочим днем.

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 23:44)

    rytuał miłosny

Традиционные растения в народных праздниках

Рождество Христово

7 января

 

Кроме рождественской елки, делали рождественский венок, обычно из веток ели, а также сосны, можжевельника падуба и омелы, украшенный четырьмя свечками.

Сочельник

6 января

 

В сочельник обязательно готовили сладкую кашу – сочиво – из пшеницы и ячменя (символов богатства, плодородия, изобилия) с добавлением меда, мака, и орехов. Варили узвар (отвар) из сухофруктов, он символизировал  живую воду, которая очищает душу и тело.

Новый Год

В ночь с 31 декабря на 1 января

 

Наряжали елку. Обязательно были

  • яблоки — символ изобилия
  • орехи — символ мудрости и долголетия

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября

 

В этот день начинали топить печи, причем первыми дровами были засохшие ветки яблони и других плодовых деревьев, чтобы семья жила в богатстве и тепле.

Три Спаса

14 августа

 

Медовый (Маковей) Собирают «маковейский цветок»  —  букет из головок

19 августа

 

Яблочный

Плетут венки из

луговых цветов:

29 августа

 

Ореховый (Хлебный)

Женщины плетут венок-оберег для дома из веток орешника (лещины), мужчины вяжут ореховые банные веники «от всех недуг».

Ивана Купала

7 июля

 

В купальский венок обязательно вплетают

Троица, Зеленые святки:

Ветви:

(кроме вербы и осины)

 

Травы и цветы:

Пасха:

Весенние цветы белого и жёлтого цвета:

Яндекс.Метрика